Элементы методики Монтессори в домашнем воспитании

Домашнее воспитание ребенка

Суть известной методики Монтессори — развитие индивидуальности ребенка. Роль взрослых в том, что они просто помогают освоить необходимые навыки в удобном для ребенка темпе и наиболее подходящими способами.

В наше время есть много детских садиков и развивающих занятий, которые берут эту методику за основу. Кроме того, все больше сознательных родителей используют элементы данной методики в домашнем воспитании.

Немного истории

Мария Монтессори — педагог, основательница метода, начинала работать с детьми, которые отставали в развитии. О ее методике стало широко известно тогда, когда ее ученики приняли участие в школьной олимпиаде и заняли первые места. Сама же Мария не остановилась на данном этапе, и продолжила совершенствовать программу, нацелив ее уже и на абсолютно здоровых детей. Интересно знать, что много всемирно известных людей воспитывались по системе Монтессори: это и писатель Габриэль Гарсиа Маркес, иучредители компаний Google,Wikipedia, Amazon и другие.

Методика Монтессори базируется на нескольких основных составляющих. Первая из них — сензитивность. До шестилетнего возраста каждый ребенок проходит шесть стадий сензитивного развития:

  1. Развитие языка – происходит в возрасте от 0 до 6 лет.
  2. Сенсорное развитие – период от 0 до 5,5 лет.
  3. Восприятие и установление порядка — от 0 до 3 лет.
  4. Освоение мелких предметов – возраст от 1,5 до 5,5 лет.
  5. Освоение движений и действий – период от 1 до 4 лет.
  6. Развитие социальных навыков — от 2,5 до 6 лет.

Очень важно, чтобы малыш успел получить все необходимые навыки в каждом из периодов развития. Ведь от этого зависит его дальнейшая жизнь — характер, поведение, способности. И, возможно, другой удачной возможности что-то развить, чему-то научиться, уже не будет. Поэтому родителям нужно быть особенно внимательными к воспитанию детей именно в эти периоды.

Вторая важная составляющая методики Монтессори — специально подготовленная среда. Это означает, что в комнате, где находится малыш, все должно быть приспособленным к его маленькому роста. Не должно быть громоздких шкафов и других предметов, слишком высоких полочек. Все должно быть в зоне досягаемости для ребенка, чтобы он без помощи взрослых мог достать любую вещь. Также важно, чтобы вещи, игрушки, яркие книги были аккуратно расставлены и находились в поле зрения малыша. При этом он сам должен решать, без указаний взрослых, какая вещь ему нужна и чем он хочет играть в данный момент. Все предметы в комнате ребенка должны периодически изменять местоположение, но их должно быть немного. Ни в коем случае не должно быть целых гор ненужных вещей — все это очень рассеивает внимание ребенка и негативно влияет на развитие ее способностей.

Третья составляющая метода Монтессори — правильное поведение педагога (и родителей) в процессе воспитания. И здесь очень важно знать и применять главное правило метода Марии Монтессори: «Помоги мне сделать это самому». Взрослые только сначала настраивают малыша на процесс обучения-игры, а потом переходят в позицию наблюдателя. Малыш сам выбирает интересные для себя занятия, осваивает навыки, необходимые в повседневной жизни, развивает свои природные способности. Независимость малыша от заботы взрослых важна для того, чтобы ребенок чувствовал себя самостоятельным и свободным в праве выбора. Ведь во взрослой жизни это ему очень сильно понадобится.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz