Особенности интеллекта творческого ученика

Творческий ученик

Творческая молодежь причиняет хлопоты преподавателям оригинальными вопросами, неожиданными ответами, предположениями, оригинальным юмором и склонностью к шуткам. Творчество нужно оценивать, применяя критерий оригинальности, полезности каждого молодого человека индивидуально.

На основании исследований Дж. П. Гилфорда, Е.П. Торренса, Е. Нэцкэ, К. Шмидта и других можно обобщить характеристики творческого ученика, то есть, описать модель идеального творческого ученика.

Особенности интеллекта творческого ученика

1. Характеризуется непрерывностью мышления, а именно: может создать много решений одной проблемы; легко конструирует выражения с определенных фраз, слов, творит новое их сочетание; создает оригинальные сравнения, метафоры, синонимы, ассоциации.

2. Характеризуется гибкостью мышления: ученик трансформирует и модифицирует идеи, в поисках лучших решений, может легко изменять направления исследований, выходить за пределы известного и привычные схемы решений; ученик может придумать нестандартное применение предметов ежедневного обихода, устройств и средств; может свободно изменять и дополнять различные геометрические фигуры и рисунки, получая новые художественные решения.

3. Характеризуется оригинальностью мышления: ученик показывает редкие, уникальные решения, имеющие смысл; думает в оригинальный способ, не обращает внимания на мнение других; быстро утомляется, решая закрытые проблемы (конвергентные) и определенные алгоритмы, пытается во все решения поместить нетипичные ассоциации, идеи.

4. Характеризуется уязвимостью к проблемам: ученик может обнаружить и точно сформулировать проблемы, которые другие не увидели; любознательный, легко находит скрытые недостатки или преимущества предметов, явлений, любит задавать вопросы, не удовлетворяется простым ответом; формулирует дефиницию проблемы, открывая новые значения, пробелы в знаниях, формулирует вопросы, которые стимулируют новые познавательные поиски.

5. Характеризуется тщательностью: может старательно, исчерпывающе завершить особо сложные творческие работы, посвящает им много времени, выражая свои мысли и чувства; его труды эстетически оформлены и представлены.

Личностные характеристики творческого ученика

1. Открытость ума и стремление к новизне. Ученик жаждет новых задач, интересуется сложными и противоречивыми проблемами, которые не имеют простых решений. Для решения проблем использует различные источники информации, при этом спорная информация не является причиной остановки работы или чрезмерной нервозности.

2. Независимость и смелость. Ученик отвергает известные схемы, может рационально отстаивать собственное мнение, смело противостоит тенденциям, не боится рискованных решений, не укрывает своих часто непопулярных решений, поэтому ему приписываются бунтующие склонности. С успехом выходит из неопределенных и рискованных ситуаций.

3. Выносливость, сопротивление, концентрация на задаче. Ученик легко концентрируется на творческих проблемах, может это делать в течение долгого времени. Испытывает радость от самого процесса созидания, а не от наград и внешних оценок.

Проблемы с творческими учениками

1. Угроза дисциплине. Учителю сложно отличить плохое поведение ученика от творческого поведения. Сложную ситуацию в классе создает различительное (дивергентное) поведение творческого ученика, которого не удовлетворяет единственный ответ или единственный вопрос. Поведение творческого любознательного ученика на уроке, который хочет получить нестандартный ответ на вопрос, что его интересует, используют другие ученики для того, чтобы затратить время урока и не работать. Следовательно, творческие ученики могут создавать угрозу процессу обучения, дисциплине на уроке. Проще всего в этой ситуации применять санкции в отношении творческих учеников.

2. Неожидаемые ответы. Творческие ученики легко создают очень оригинальные ответы и неожиданные решения проблем, если их к этому поощрять.

3. Неожиданно сложные вопросы. Творческие ученики склонны задавать вопросы, на которые ни учителя, ни родители порой не могут дать ответ. Ученики находят связи, не совсем понятные для учителя, и которые остаются непонятными даже после долгих объяснений ребенка.

4. Догадка. Творческий ученик может быстро догадаться или додуматься как решить проблему. Такие дети могут делать предположения, близкие к истине, при этом получают большое удовольствие. Учителя больше предпочитают не догадки, а логическое нахождение истины. В то же время, они подчеркивают, что нельзя считать решение проблем путем догадки неправильным. Нужно только отличить развязки, полученные путем догадки и не построенные на знаниях, от смелых предположений, которые могут сократить скучный процесс размышлений и привести к оригинальному решению.

5. Склонность к шуткам. Одной из характеристик творческого ученика есть склонность к шуткам, юмору. Часто это не нравится учителям, особенно тогда, когда не понимают сути шутки. Этот прием используют нетворческие ученики, юмор которых возникает не из творчества, а из желания разрушать и уничтожать. Преподаватель должен отличать разновидности юмора, которые возникают или из творчества, или из желания деструкции, то есть отличать ученика творческого от простого бунтовщика.

Таким образом, на основе обобщений характеристик творческой молодежи описана модель идеального творческого ученика. Творчество ребенка нужно оценивать, применяя критерии оригинальности и полезности по отношению к каждому молодому человеку индивидуально. Преподаватели же требуют внешней дисциплины и познавательного конформизма.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz