Проблема школьной неуспеваемости (часть 1)

1

Когда ребенок впервые идет в школу, сколько у него оптимистических надежд! А у его родных — планов на близкое и далекое будущее. Но, к сожалению, не у всех они сбываются. Примерно каждый пятый ученик младших классов попадает в группу «аутсайдеров» из-за того, что ему трудно учиться в школе.

Причин этого явления много и обобщить их можно так: «профиль» познавательных способностей и возможностей не соответствует требованиям школьной программы. В целом учебные требования являются результатом обобщения длительного и широкого педагогического опыта. Известно, что традиции школьного обучения восходят своими корнями еще древних цивилизаций Шумера и Вавилона, однако проблема школьной неуспеваемости не исчезает, хотя ее характер видоизменяется от эпохи к эпохе вместе с характером самой школы. С точки зрения психолога, ее основными причинами являются индивидуальные особенности развития познавательных возможностей, а, следовательно, и образовательных потребностей отдельных детей.

Исследование причин возникновения школьных трудностей психологами производится ныне в разных направлениях и их активизация в последнее время связана с движением за гуманизацию образовательных подходов.

Теоретические основы этого движения заложили во второй половине прошлого века известные американские психологи Карл Роджерс и Абрахам Маслоу (последний, кстати, является потомком эмигрантов-киевлян). Одновременно происходило и практическое воплощение принципов гуманистического образования. На территории Украины его основателем и ярчайшим выразителем считается В. Сухомлинський — легенда национальной педагогики. В своем литературном наследии он сравнивал неуспевающих школьников с самыми нежными и самыми чувствительными цветами среди разнообразного и буйного цветения школьного сада. Он считал, что индивидуальная помощь этим учащимся в освоении школьных знаний похожа на кропотливую работу садовника. Не безжалостная прополка, а взращивание тоненького стебелька, что держит нежный цветок, поиск средств, необходимых для его укрепления и роста, являются приоритетами индивидуального подхода.

Проведение научных исследований с такой целью и является задачей специалистов по педагогической психологии. Одним из результатов исследований в упомянутом направлении стала комплексная психодиагностическая методика определения
причин неуспеваемости младших школьников. Эта методика возникла на почве междисциплинарного подхода — на перекрестке таких отраслей психологической науки, как психология развития, педагогическая психология, нейропсихология и теория уровневой организации движений М.Бернштейна. Синтез этих научных подходов обеспечил возможность для нового взгляда на психологические особенности неуспевающего ученика. С одной стороны, упомянутые особенности оцениваются как индивидуальный вариант умственного развития ребенка, который не вписывается в прокрустово ложе обязательной школьной программы, а с другой — этот подход показывает, каким именно образом можно укрепить стебель нежного цветка — достичь эффективного выравнивания учебных возможностей ребенка.

Давно известным фактом науки и практики является то, что возможность заглянуть внутрь любого непрозрачного объекта зависит от того, какие именно инструменты и методы используются. В частности, сделать «рентгенограмму» внутренних слоев непрозрачного монолита человеческой психики — нелегкая задача, тем более, что в своих внешних проявлениях она является нематериальным объектом. Здесь, как и в других отраслях человеческого познания, довольно часто случается, что мы видим именно то, что нам показывает наш инструмент или прибор. Главной опорой в таком диагностировании является объективность понимания результатов деятельности человека.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz