Проблема школьной неуспеваемости (часть 2)

2

Методика, разработанная автором статьи, чем-то подобна оптической лупе. Она позволяет «увидеть» и выделить несколько типов медленно успевающих младших школьников, каждый из которых отличается присущей ему характерностью в учебной, игровой деятельности и общении и соответственно своеобразием комплекса учебных трудностей.

Эти исследования показали, что ведущей причиной школьной неуспеваемости младших школьников является локальное опоздание в развитии высшей психической функции. Что же до общего снижения возможностей в мышлении, то на это страдает примерно каждый пятый неуспевающий первоклассник, но с возрастом число таких детей увеличивается, потому что из-за несоответствия педагогических подходов локальные задержки развития той или иной базовой психической функции вызывают общее снижение умственных возможностей.

У первоклассников, по нашим данным, на первом месте среди причин неуспеваемости стоят скрытые недостатки речи, которые вызывают трудности в усвоении чтения и письма при удовлетворительных успехах по математике. Эти особенности, прежде всего, обращено внимание взрослых. Но эти дети отличаются также характерными недостатками в эстетически-трудовом разделе учебной программы и в физическом воспитании, впрочем взрослые этим занимаются редко. По их мнению — главное, чтобы ребенок читал и писал хорошо. То же самое можно сказать о неуспевающих учениках, которые в нашем исследовании заняли третье, четвертое и пятое места. Это — типа «неорганизованный ученик», «медленный ученик» и «ученик с низкими математическими способностями». Их учебные проблемы коренятся именно в локальном опоздании развития одной из базовых психических функций, которая является ответственной не только за выполнение тех или иных умственных действий, но и за ловкость, координированность движений во время выполнения практических действий. Упомянутые функции играют роль мостика между двумя этажами психической сферы, генетически связанные между собой как эволюционно старшее и младшее звенья.

Конечной целью диагностики причин школьной неуспеваемости является выработка индивидуализированной стратегии педагогической коррекции учебных трудностей ребенка. Эта стратегия должна согласовываться с закономерностями психологии развития младшего школьника. Именно поэтому ее основу составляет парадоксальная с консервативной точки зрения сосредоточенность на «нешкольном» аспекте, — игре, детском творчестве, доступном труде и физических упражнениях. Но такой подход является научно обоснованным, потому что практически каждый неуспевающий первоклассник имеет «задолженности» за дошкольный период, а овладение школьной науки проходит успешно именно у тех детей, которые «задолженностей» детсадовского уровня не имеют. Итак, тем, кто не достаточно хорошо успевает в младших классах школы, прежде всего, важно рассчитаться с «долгами развития» за дошкольное детство. Тогда обучение станет более успешным и, соответственно, возрастет авторитет в классе, который (к сожалению) у младших школьников в основном измеряется успешностью обучения.

Такой путь преодоления учебных трудностей тем эффективнее, чем младше школьник, потому что с возрастом сензитивные периоды для наверстывание упомянутых задолженностей «закрываются» и поэтому перспективы выравнивания в обучении сокращаются.

В подростковом возрасте, когда на первый план выступают новые приоритеты развития, стратегия выравнивания становится в корне другой. Она требует не столько усиленного труда над слабыми местами, ибо, как уже было отмечено, это становится малоэффективным, сколько поиска обходных путей в развитии личности ученика.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz