Волевая готовность ребенка к школе (часть 1)

Волевая готовность к школеКак бороться с недобросовестными вебмастерами. Кейс

Одной из важнейших особенностей человека является способность управлять собой и своим поведением. Эта способность не дана от природы, а возникает постепенно в дошкольном возрасте.

Простейшей формой сознательного регулирования поведения является выполнение действий по предварительно принятых словесных указаниях. При этом ребенок должен представить следующие действия, предвидеть результаты, то есть мобилизовать сознание на выполнение задания. Иначе стоит проблема, когда нужно воспроизвести образец, действовать по приказу или когда сами обстоятельства заставляют действовать определенным образом. Здесь больше посторонней воли, чем собственной. Поэтому построение действий по словесной инструкции имеет произвольный характер.

Психические процессы у детей раннего и младшего дошкольного возраста имеют мимолетный характер. Малыши активно воспринимают, запоминают, воспроизводят то, что притягивает, вызывает яркое впечатление. Прочитанная взрослым веселая или грустная история, ритмичный стих, песня остаются в их памяти как бы сами по себе, без видимых усилий. Старший дошкольник, в отличие от младшего, может специально учить и одновременно воспроизводить материал, воздерживаться от недозволенного и т.п. Он, таким образом, способен произвольно управлять процессами восприятия, мышления, памяти. Конечно, это управление еще очень несовершенно и возможно лишь при определенных обстоятельствах.

В конце дошкольного возраста развивается и подчиненность мотивов: способность ребенка отдавать предпочтение одним побуждением перед другими, сознательно регулировать свое поведение на основе подчинения мотивов, например, уступать желанию играть с друзьями, пока не выполнены обязанности дежурного, устоять перед соблазном полакомиться конфетой ради того, чтобы угостить младших брата или сестру.

Высоко оценивая эти качественные изменения, психолог Д. Эльконин подчеркивал, что в дошкольном возрасте произвольно управляемым становится поведение в целом, поступки ребенка, а не только отдельные ее действия. Можно сказать, что благодаря этому у малышей формируется волевая готовность к новой учебной деятельности.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz