Волевая готовность ребенка к школе (часть 2)

Готовность к обучению в школе

Поступая в школу, дети, как правило, желают хорошо учиться, выполнять требования учителя. Но не все имеют для этого надлежащие предпосылки. Особенно это касается детей неорганизованных, в которых отсутствуют выдержка и другие волевые качества.

Составляющими компонентами волевой готовности являются произвольные действия (прежде всего это действия по предварительной словесной инструкции), произвольные психические процессы (восприятие, мышление, запоминание, воспроизведение и т.п.), а также по структуре деятельность и поведение, в которой совершенствуются мотивы и цель, мобилизуются усилия. Основой этого является способность ребенка направлять свою психическую активность и управлять собой, исходя из требований конкретной задачи и деятельности в целом, правил поведения, моральных норм, доступных его возрасту. Волевая готовность проявляется в достижении важнейших для ребенка целей в игре, в процессе различных видов деятельности, в общении с разными людьми.

Способность произвольно направлять свои психические функции и поведение основываются на таких произвольных действиях, в которых цель и мотив не переплетаются. Например, изготовить красивую аппликацию, чтобы сделать подарок маме на 8 Марта, или убрать лишние вещи, чтобы освободить место для игры с кубками и т.д. Здесь цель (что делать) и мотив (для чего) не тождественны, а находятся друг к другу в определенном соответствии. В подобных случаях малыши, как правило, быстро забывают о мотиве, заинтересовываются самим процессом деятельности, или превращают ее в игру. Иначе действуют старшие дети. Они помнят о цели в течение всей деятельности, интересуются, правильно ли, быстро ли они выполнили работу, а потом уже переходят к игре. Установление связи между мотивом и целью — непосредственным результатом деятельности — вызывает у детей определенные трудности. По характеру восприятия, внешним проявлением внимания, способами запоминания и воспроизведения можно судить о степени произвольности соответствующих процессов ребенка.

Вместе с развитием произвольной регуляции действий у старших дошкольников формируется волевое поведение как способность активно достигать доступной цели, прилагая усилия. Детскую активность определяют не только непосредственные усилия и ситуативное желание, но и усвоенные правила поведения и нормы содружества в коллективе. Характерной особенностью дошкольников является то, что взвешивать свои желания, подчинять мотивы действий в зависимости от их ценности побуждает детей авторитет взрослого, любовь к нему.

Важным фактором волевого развития детей дошкольного возраста является формирование мотивов, связанных с содержанием отношений в детском коллективе. Потребность старшего дошкольника в дружбе с ровесниками порождает и стремление найти свое место в этом коллективе, добиться признания. Именно в процессе отношений детей воспитываются волевые черты характера.

Отправить ответ

Оставьте первый комментарий!

Notify of
avatar
wpDiscuz